Тема: Аттестация работников организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Вопрос: Здравствуйте. Имею первую категорию по должности педагог дополнительного образования. Работаю на должности тренер 4 года. Имею ли я право аттестоваться на высшую категорию по должности тренер?

Ответ: Если в данный момент вы работаете тренером-преподавателем в организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, то по вопросу проведения аттестации вам необходимо руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (с изм. от 28.04.2020) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Если вы работаете тренером в организации, подведомственной Минспорту России то вам необходимо руководствоваться Приказом Минспорта РФ от 19.03.2020 № 224 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров».

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (с изм. от 28.04.2020) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», включающего, в частности, следующие пункты:

п.24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

п.30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

п.37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

п.38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

п.45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п.46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» должности «Педагог дополнительного образования» и «Тренер-преподаватель» отнесены к одной базовой группе должностей и (профессий) или специальностей.

По вопросу возможности проведения аттестации с первой квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» на высшую квалификационную категорию по должности «Тренер-преподаватель», вам необходимо обратиться за разъяснениями в аттестационную комиссию органа исполнительной власти, в ведении которого находится ваша организация.

Тренер, имеющий первую квалификационную категорию по должности «Педагог дополнительного образования», работающий в ведомстве Минспорта не может аттестоваться на должность «Тренер», так как к этой должности предъявляются совсем иные требования.

Если ваша организация относится к ведомству Минспорта России, то с данным вопросом вам лучше обратиться в органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта.


Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста процедуру и алгоритм проведения аттестации и присвоения категорий педагогическим работникам в должности "Тренер-преподаватель". На какие законы, приказы, нормативно-правовые акты ссылаться в данном вопросе?

Был ознакомлен с Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", НО в данном приказе, с одной стороны, не указаны критерии показателя эффективности работы тренера-преподавателя, отраженные в спортивных достижениях его воспитанников, его обучающихся. Почему так? Или,если мы ссылаемся на приказ 939, где обучающиеся могут выезжать на соревнования в качестве зрителей - то как тогда объективно оценивать и по каким критериям?

Ответ: Аттестация педагогических работников образовательной организации осуществляется на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а также в соответствии с нормативными правовыми актами и распорядительными и инструктивно-методическими документами субъекта Российской Федерации, на территории, которого находится образовательная организация.