Программно -методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе САМБО

  • 14 апреля 2016, 10:48

Программно – методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1–11 классов на основе Самбо предназначен для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и инструкторов физкультурно–спортивного профиля.

Вопросы воспитания молодого поколения все больше становятся в центр внимания общества. Широкое общественное обсуждение проекта документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» показало приоритетность темы воспитания для граждан страны. Опираясь в воспитании на традиционные ценности, в то же время, необходимо развивать и новые подходы, и механизмы воспитания. В настоящее время, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы № 295 от 15 апреля 2014 г. и Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 4 сентября 2014 г. Минобрнауки России уделяется большое внимание развитию и популяризации национального вида спорта – Самбо, в целях увеличения массовости и патриотического воспитания детей и молодёжи, а также подготовки их к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК «ГТО»). На сегодняшний день школа Самбо вобрала в себя достижения современной науки, передового педагогического опыта в развитии физической культуры, спорта и является эффективным средством решения Государственных задач. Программно–методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1–11 классов на основе Самбо (далее Программа) базируется на гармонии духовно – нравственного и физического воспитания обучающихся. Содержание курса группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни, а также содействовать физическому развитию и готовности подрастающего поколения к защите Родины. Данный курс ориентирован на возрождение культурных традиций, воспитание детей, граждан нашей страны, опираясь на огромный потенциал вида спорта Самбо, созданного на основе национальных видов борьбы народов Советского Союза. Самозащита без оружия — это система философии справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности и жизнеспособности.

Новизна и преимущество Программы представляет собой интеграцию общего и дополнительного образования на протяжении всего периода обучения. Содержание предметной области «Физическая культура» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, обучающихся путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. Модули, включённые в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса. Программный материал отражает все современные запросы общества: развитие и популяризация национального вида спорта – Самбо, воспитание национально – культурных ценностей и традиций, работа с ослабленными детьми, физическая подготовка обучающихся и подготовка к выполнению нормативов и требований ВФСК «ГТО». Ценностные ориентиры Программы определяются ориентированностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством. Программа предусматривает не только физическое развитие и совершенствование обучающихся, но и формирование таких качеств личности как: активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать последствия выбора и результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог и работать в команде. Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии, включает национально-региональный компонент и направлен на решение задач модернизации физкультурного образования, использования ценностей физкультурно- спортивной деятельности для укрепления здоровья, формирования устойчивых мотивов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации активного отдыха, социализации и адаптации детей и подростков к требованиям и вызовам современного общества.

Цель Программы – формирование физической и духовной культуры личности, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе национально – культурных ценностей и традиций.

Принципы и особенности содержания Программы:

1) Принцип систематичности и последовательности предполагает учет влияния наиболее эффективных средств и методов достижения целей преподавания предмета «Физическая культура», обеспечивающих рост уровня физических показателей обучающихся с учетом целостности учебно-воспитательного процесса по данному предмету; базируется на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях, направленных на закрепление ранее усвоенных теоретических и практических знаний, профессионально-важных умений, навыков и качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение и формирование нового учебного материала.

2) Принцип непрерывности процесса формирования двигательных навыков и повышения уровня физических показателей предполагает преемственность как между разными ступенями и этапами обучения, так и между разными формами обучения. Реализация этого принципа в программе обеспечивается за счет ступенчатости, многоуровневости ее построения.

3) Принцип доступности и индивидуализации предполагает трансформацию средств, форм и методов содержания физкультурно-спортивного образования в элементы опыта личности обучающихся, адекватных их состоянию здоровья, возрастным, психо–физиологическим особенностям, уровню физического развития и физической подготовленности, направленности физкультурных и спортивных предпочтений, обучающихся и воспитанников.

4) Принцип вариативности в организации учебного и тренировочного процессов, являющихся одним из фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения физкультурно-спортивного образования школьников, предполагает многообразие и гибкость используемых в программе форм, средств и методов обучения, реализуемых в зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения, состояния материально-технической базы, физического развития, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей обучающихся.

5) Принцип минимакса в организации учебного и тренировочного процессов, является одной из возможностей предоставления обучающемуся освоение содержания полного интегративного курса на основе Самбо на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально – безопасного минимума.

6) Соблюдение дидактических правил – «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному», ориентированных на выбор и планирование учебного материала в соответствии с постепенным освоением основ теоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

7) Системно-деятельностный подход педагогического работника по физической культуре и спорту к планированию учебного материала с целью формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры и спорта с учетом взаимосвязи изучаемых явлений и процессов, планируемых результатов – предметных, мета предметных и личностных.


Программно -методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе САМБО

http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/projects/page36/